Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей. Игра в числа, тренировка зрения, памяти и внимания Таблица шульте для развития внимания

Непроизвольность психических процессов, характерная для дошкольников, доставит младшим школьникам много трудностей в обучении, если вовремя не провести работу над совершенствованием внимания, памяти, мышления. Педагоги начальной школы сетуют на то, что зачастую ученики не могут вовремя сконцентрироваться на изучаемом материале, распределить свое внимание, когда надо слушать учителя и одновременно писать, решать задачи и вспоминать правила. Вот поэтому надо помочь маленькому школьнику овладеть навыками, без которых невозможно успешное обучение. Одним из таких навыков является управление произвольным вниманием, для которого необходима постановка цели и прикладывание волевого усилия. Чтобы правильно обучить ребенка такому навыку, нужно знать, каков уровень сформированности его внимания, какие упражнения следует использовать для тренировки навыка. Возможно, они будут простые с небольшим количеством действий, или, наоборот, ученику можно предложить достаточно сложные решения, чтобы двигаться дальше. Для диагностики предполагаемого уровня внимания предназначены таблицы Шульте для детей. В школе психолог проводит диагностику психических свойств у младших школьников, но родители тоже могут при помощи несложных упражнений провести предварительное обследование своего любимого чада.

Что надо знать родителям о методике Шульте?

Таблицы Шульте - классическая, проверенная временем, психодиагностическая методика, предназначенная для исследования устойчивости внимания, его объема, распределения между объектами. С ее помощью можно также определить эффективность самостоятельной работы детей и проводить тренировку периферического зрения, что очень важно для овладения быстрым чтением. Можно сказать, что таблицы служат материалом не только для обследования детей, но и тренажером необходимого свойства, например, внимания. Ученикам младших классов систематические и постоянные тренинги при помощи таблиц помогут:

  • быстро и прочно освоить учебные задания;
  • адекватно оценить приобретенные знания;
  • продуктивно воспринимать учебный материал;
  • концентрировать внимание на любом объекте или действии.

В стимульный материал методики включены пять карточек размером 60 на 60 см, которые изготовлены из плотного картона. Карточка расчерчена на 25 квадратов, в каждом располагаются числа от 1 до 25 (для разных таблиц индивидуальный вариант). Школьнику требуется прочитать все числа в прямом или обратном порядке. При нахождении чисел можно опираться на вспомогательные средства: показывать указкой, подчеркивать карандашом.

Уровень выполнения зависит от возраста и подготовленности школьника. Родители могут купить такие таблицы или начертить их сами, так как они довольно просты в изготовлении.

Важно: расположение цифр в таблицах нужно периодически менять, так как ребенок может довольно быстро выучить, где находится каждая из них.

Как использовать таблицы в работе с детьми?

Для того чтобы четко проводить проверку, а затем и , необходимо правильно подготовить представленный выше стимульный материал. Психологи советуют расположить таблицы на расстоянии не более 35 см от обследуемого. Если это старший дошкольник или первоклассник, незнакомые с методикой, для первого тестирования нужно заготовить таблицы лишь из 16 клеток.

В дальнейшем, количество ячеек постепенно увеличивается, так как чем их больше, тем сложнее задание. Затем взрослый дает ребенку инструкцию:

  1. внимательно посмотреть на таблицу, не отвлекаясь (примерно 10 сек.);
  2. перевернуть ее, сосредоточиться на просмотренном материале;
  3. взять карандаш, повернуть таблицу лицевой стороной к себе;
  4. не раздумывая, провести непрерывную линию для соединения цифр от 1 до 16 (25) по порядку;
  5. все числа нужно назвать вслух.

Важно: для тестирования необходимо подготовить сразу несколько таблиц, с которыми должен работать ребенок. Математические вычисления не требуются, поэтому тест выполняется быстро, и его результаты максимально объективны. Все показатели строго фиксируются.

Интерпретация результатов теста

Главное, при трактовке полученных результатов необходимо учитывать время, затраченное на выполнение теста, и количество допущенных ошибок. Даже не обладая специальными знаниями, любой родитель поймет, чем дольше ребенок будет выполнять задание и чем больше допустит ошибок при нахождении чисел, тем хуже полученные результаты. Тем более интенсивной следует сделать работу на тренажерах. И, наоборот, быстрое и безошибочное решение теста - хороший знак того, что младший школьник положительно прошел тестирование.

Для родителя важно знать, как правильно интерпретировать результаты обследования. В методике разработан специальный инструментарий, который поможет это сделать. К нему относятся средние показатели: формула расчета эффективности работы ЭР и формула врабатываемости (включенности в тест) Вр .

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5

т1…т5 ‒ количество времени на очередную карточку;

5 ‒ количество используемых таблиц.

Важно: в расчет берется общее время (в секундах), потраченное на работу со всеми таблицами.

Оценка эффективности работы ЭР соотносится с возрастом ребенка, измеряется в баллах, высокий балл - хороший результат, низкий балл - плохой результат:

Высота уровня врабатываемости находится при помощи формулы:

Вр = т1 / ЭР

Важно: рассчитывается время именно по первой таблице.

Для того чтобы определить получившийся уровень Вр ребенка, надо рассмотреть показатель:

  • если он меньше единицы - уровень высокий,
  • больше единицы - уровень низкий, то есть младшему школьнику трудно будет включаться в работу.

Кроме указанных показателей, можно также рассмотреть устойчивость, способность школьника сконцентрироваться на задаче - ПУ , которая рассчитывается по формуле:

ПУ = т4 / ЭР

Важно: за отсчет берется время четвертой таблицы (т4). Показатель, характеризующий школьника с сильной устойчивостью психики, должен быть меньше единицы. Значительные данные говорят о низкой способности концентрировать свое внимание на поставленной задаче.

Таблицы в качестве тренажеров внимания

Методика Шульте оригинальна тем, что ее можно использовать, как тренажеры внимания в работе с младшими школьниками. Она также находка в домашнем обучении, так как ее стимульный материал прост в исполнении, для него не требуется специальная подготовка родителей. Однако необходимо знать о существенных моментах проведения таких тренингов.

Психологи советуют на первых занятиях с ребенком использовать, как тренировочный материал, таблицу с частично выделенными цифрами, например, все нечетные выделены жирным. Когда младший школьник научится быстро ориентироваться в карточках с цифрами, стимульный материал нужно усложнять. Например, увеличивать количество ячеек, делая квадрат большего размера.

Учитывая, что игра занимает пока много места в жизни младших школьников, специалисты рекомендуют вносить игровые элементы в тренинги для детей. Тогда обычные тренировочные упражнения могут выглядеть как игровые.

Упражнение «Покажи и назови правильно»

Взрослый и ребенок совместно выполняют действия, но в разных направлениях. Сначала школьник называет числа в прямом порядке (по возрастанию), а взрослый одновременно в обратном (по убыванию). Затем игроки меняются.

Упражнение «Чет-нечет»

Взрослый и ребенок также выполняют одновременные действия, один читает четные числа, другой - нечетные. После нескольких действий игроки меняются ролями. Это довольно сложно для ребенка, так как сосредоточенность и концентрация должна идти при внешних ярких помехах.

Упражнение«Красный-черный»

Для упражнения таблица делается в красно-черном варианте, размером 7 на 7, то есть 49 ячеек. В них вписываются два набора чисел, один - в красном цвете (например, от 1 до 25), другой - в черном (от 1 до 24). Ребенок называет сначала все красные числа, потом все черные.

Как вариант, называя все красные числа, использовать прямой счет, называя все черные, - обратный.

Поскольку игровых вариаций можно придумать множество, тренажеры не утомляют ребятишек. Родителя можно использовать также соревновательные элементы, призы и награды, чтобы поддерживать интерес школьников к занятиям на тренажерах.

В ходе тренинга происходит активизация лобных долей коры головного мозга. Это обеспечивает повышение эффективности всех интеллектуальных процессов, которые идут в головном мозге в процессе принятия человеком каких-либо решений.

Что же из себя представляет таблица Шульте? Чаще всего - это таблица 5х5 клеток, в которой случайным образом размещены числа от 1 до 25. Разработана таблица была для изучения свойств внимания. Изначально, да и сейчас используется психологами для различных исследований. И вот в процессе работы с этими таблицами было обнаружено, что простое «прорешивание» их оказывает хорошее влияние на развитие памяти и внимания человека.

Таблицы Шульте: развиваем внимание

В первую очередь, при работе с таблицами Шульте у человека развивается объемное (параллельное) внимание, т.е. символы, находящиеся в поле вашего зрения, воспринимаются вами одновременно, а не считываются по очереди.

Суть работы с таблицами заключается в последовательном нахождении взглядом всех чисел от 1 до 25 и сделать это необходимо за максимально короткое время.

1. Расположите таблицу Шульте на комфортном расстоянии от глаз, так как вы располагаете книгу для чтения 30-40 см.

2. Найдите квадрат, расположенный по центру таблицы и представьте, что в самом его центре есть точка, вот на ней и необходимо зафиксировать взгляд.

3. Далее, фиксируя взгляд на центре таблицы, постарайтесь увидеть цифру 1. Необходимо именно «увидеть», а не «найти взглядом». Главная задача состоит в том, чтобы найти клетку с цифрой 1, не совершая движений глазами.

4. Как только нашлась единица, то не спеша, продолжая фиксировать взгляд на центре, ищите двойку и т.д.

По началу, при работе с таблицами, ваши глаза будут вести себя как на рис.1 Но по мере тренировки, движения глаз будут становится все менее и менее интенсивными. И их работа будет уже такой, как на рис.2

Регулярная работа с таблицами Шульте позволит вам:

  • активизировать мыслительные процесс и привести ум в активное состояние;
  • активизировать память;
  • развивать навык быстрого принятия решений.

В ходе тренинга происходит активизация лобных долей коры головного мозга. Это обеспечивает повышение эффективности всех интеллектуальных процессов, которые идут в головном мозге в процессе принятия человеком каких-либо решений. Эта часть нашего мозга ответственна за то, насколько хорошо мы способны организовать свои мысли и действия в свете тех целей, которые мы перед собой поставили. Также, эти области мозга считаются сосредоточием процессов, лежащих в основе нашего внимания.

Учеными проводились различные эксперименты в области функциональной нейровизуализации. С помощью приборов регистрировалась интенсивность движения крови в различных участках коры головного мозга при решении испытуемыми различных интеллектуальных задач (кроссворды, таблицы Шульте, арифметические задачи, головоломки и т.д.). По результатам исследований учеными было сделано два вывода:

    Когда испытуемому давалась какая-либо новая для него задача - это вызывало существенный прилив крови к лобным долям коры мозга. Если же задача повторялась, то приток крови было значительно ниже.

    Интенсивность притока крови зависела не только от новизны задачи, но и от ее характера. И наиболее высокая интенсивность была зарегистрирована при работе испытуемых с таблицами Шульте.

Именно при занятиях с таблицами, максимальный кровоток идет в зоны лобных долей. И мозг при этом не отвлекается и не тратит ресурсы на какие-либо дополнительные расходы, как это наблюдалось при решении арифметических задач, заучивании стихотворений или разгадывании кроссвордов.

Регулярные занятия с таблицами Шульте дают заметное увеличение объема памяти и, что наверное более важно, существенно повысят скорость обработки находящейся в ней информации. опубликовано

Это занимательная таблица для проверки наблюдательности и уровня терпения со времен СССР.

Следует найти от числа от 1 до 90 (счет). Если вы это делаете за:

5–10 мин, то у вас исключительная наблюдательность.

10–15 мин - хорошая.

15–20 мин - средняя.

20–25 мин - удовлетворительная, но удивительное терпение

Тест для тренировки зрительной памяти

Упражнение на внимание Сетка

Eщё одно упражнение, ориентированное на тренировку выносливости и концентрации внимания. Ведь в нём требуется найти по порядку ни много ни мало цифры от 1 до 90, и при этом – в хаотичной сетке и при самых разных ориентациях и размерах шрифта! Одна последовательность в 90 цифр – но какая нагрузка! Необходимо зарегистрироваться на сайте для бесплатной игры gzomrepus.ru

Сamera Mind

Флеш-игра, позволяющая проверить свою зрительную память. На первом уровне игры будет нарисован один круг, на втором - два, и на каждом новом уровне на поле будет прибавляться по одному кругу. Правила просты: на каждом поле надо кликать на «свежий» круг. Сколько кругов вы способны удержать в памяти?>

Низкий показатель 10, средний 20, высокий 40.Используя мнемотехнику - запоминая фигуры из кругов, можно достигнуть высоких достижений (у меня только 39).

Camera Mind 2

Игры тренажер памяти и внимания онлайн бесплатно. (дождитесь окончания 30 сек. рекламы)

MEMOTST

Нужно запомнить цвет каждого кирпича… Потом, когда их будут выдвигать по одному,нужно нажать на бутылку нужного цвета!

Игры для памяти внимания и улучшения логики.

Тест на память

Смотри на цифры и запоминай.Они потом исчезнут с поля. Затем нажми кружки правильно. По порядку начиная с самой маленькой. (0,1,2,..10)

Игра тренажер памяти и внимания онлайн бесплатно

Упражнение «Мозаик» - тренирует зрительную память

Упражнение на развитие зрительной памяти. Есть таблица, в которой на считанные секунды появляется картинка из кругов. Задание простое: запомни картинки и без ошибок воспроизвести ее, когда она исчезнет.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте

Этот тренинг позволяет увеличить периферическое зрения, что ведет к увеличению скорости чтения.

Сколько чисел?

Игра для памяти внимания и улучшения логики, интеллекта.

Пример: в центре в круге цифра 5 - сколько 5-ок вращается вокруг? нажми на цифру в столбце справа или на клавиатуре.

Game for development of attention and memory. Free online.

Школа Юрия Окунева

Добрый день, уважаемые читатели блога! С вами я, Юрий Окунев.

Скажите, кто из вас может похвастаться хорошим периферическим зрением?

Сможете, к примеру, читать книгу и одновременно следить за футбольным матчем или, если вам нравятся ситуации пожестче — дубасить атакующего вас мужика в доспехах заточенной железкой, параллельно отслеживая, что происходит вокруг?

Между прочим, этот тип зрения довольно легко развивается. Нам поможет герр Вальтер.

Насторожились? Зря! Я имею в виду вовсе не пистолет приставленный к затылку для подстегивания мотивации.

Знакомьтесь: методика таблицы Шульте для расширения поля зрения.

Вы наверняка слышали о этих таблицах, но знаете ли, кто их изобрел и с какой целью?

Для нас постарался немецкий профессор психотерапии Вальтер Шульте.

В середине прошлого столетия он занимался серьезным изучением свойств человеческого внимания. Одним из методов диагностики был листочек, с сеткой 5 Х 5, в которой размещались числа от 1 до 25. Подозревал ли тогда автор, насколько полезную штуку он изобрел?

Сегодня эта технология используется для:

  • Развития памяти и внимания;
  • Обучения навыкам скорочтения;
  • Повышения общей продуктивности сознания.

В чем польза методики?

Сравнительно недавно психологи пришли к выводу, что процесс сканирования таблиц Шульте воздействует на мозг самым благоприятным образом. Кроме улучшения основных характеристик работы мозга, испытуемый приобретает способность видеть объемно. Это значит, что он может одновременно различать каждое из 25 чисел.

Таблицы стали одним из лучших стимульных материалов для корректировки поля зрения в скорочтении, а также отличным способом достижения высокой концентрации внимания при работе с цифрами.

Как проходит тренинг?

Методика Шульте хорошо подходит для тренинга, как взрослых, так и детей. Таблицы делятся на три уровня сложности: облегченный, основной и вариант для продвинутых.

Положите сетку с цифрами перед собой и как можно быстрее найдите все числа в порядке возрастания (например, от 1 до 25). Интерпретацию результата осуществляем, исходя из времени, затраченного на поиск – чем оно меньше, тем лучше. В идеале на таблицу из 25 чисел должно уходить не более 5 секунд.

Маленькая хитрость: при проведении упражнения удерживайте взгляд в центре сетки, чтобы одновременно видеть все числа.

Облегченный (детский) вариант

Таблицы Шульте для дошкольников выглядят вот так:

Ребенок должен найти все цифры по возрастанию в течение 15 секунд.

Основной вариант

Таблица Шульте для младших школьников будет сложнее. Здесь 25 чисел. И находим мы их по возрастанию последовательно на каждой из четырех табличек. Взрослые также могут тренироваться, используя основной вариант.

Сможете одолеть все четыре таблицы за 40 секунд?

Вариант для продвинутых

Это таблицы с повышенным уровнем сложности.

  • Здесь найдите все числа от 1 до 100.

  • Найдите по возрастающей числа от 1 до 35.

  • Красно-черная таблица (вариант Горбова). Дополнительным плюсом ее является способность ускорять мышление занимающегося, так как красный цвет усиливает кровоснабжение мозга. Ищем все красные числа от 1 до 24 в возрастающем порядке, затем черные от 25 до 1 в убывающем.

Если вы чемпион.

Наш обзор методики Шульте подошел к концу. Упражняйтесь и совершенствуйтесь. А если вам нужны выдающиеся результаты в короткий срок обратите внимание на онлайн-курс «Секреты скорочтения» под руководством Татьяны Бадя . Просто, удобно, доходчиво, а главное, эффективно.

Я желаю вам успехов в тренировках и сверхскоростных побед! Подписывайтесь на новости, оставляйте комментарии, рекомендуйте друзьям в соцсетях все то, что вам понравилось.

До новых встреч, пока! Ваш Юрий Окунев.

Для успешного освоения школьной программы детям необходимо обладать рядом качеств, позволяющих концентрироваться и анализировать полученную информацию. Внимательность обучающихся необходимо постоянно тренировать, поэтому педагогу важно знать, требуется ли коррекция тому или иному ученику. Чтобы это определить, можно провести диагностику с помощью теста «Таблицы Шульте».

Суть методики

Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века, представляют собой набор из карточек с изображёнными вразброс цифрами. Задача испытуемого - назвать все элементы в правильном порядке, показав на них указкой или, если удобно, зачеркнув карандашом. Традиционный вариант стимульного материала представляет собой 5 таблиц 60 х 60 см, выполненных на плотной бумаге. Каждый лист должен быть поделён на 25 квадратов со вписанными в них числами от 1 до 25.

Диагностика помогает исследовать:

  • устойчивость внимания;
  • эффективность самостоятельной работы;
  • психическую устойчивость;
  • скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда;
  • объём внимания.

Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста. То есть таблицы не только выполняют диагностическую функцию, но и служат тренажёром скорочтения.

При тестировании используется несколько таблиц подряд

Для младших школьников регулярные тренировки на таблицах помогают:

  • быстрее и прочнее усваивать новый материал;
  • научиться критически оценивать полученные знания;
  • эффективнее запоминать информацию;
  • концентрировать внимание на конкретном действии.

Благодаря тому, что для выполнения заданий не нужно выполнять математические операции, результаты теста получаются максимально объективными.

С позиции учителя этот метод обладает ещё одним существенным преимуществом перед другими видами диагностических тестов, а именно: на обработку каждой таблицы уходит всего около минуты.

Как правильно пользоваться таблицами Шульте

Перед тем как начать работу с таблицами Шульте, нужно:

  • расположить таблицу под небольшим углом на расстоянии 30–35 см от глаз школьника;
  • попросить ребёнка зафиксировать взгляд на изображённых объектах в центре и не отводить глаза.

Сама процедура диагностики заключается в следующем:


Если методика используется в качестве тренажёра внимания, то не стоит обрабатывать более десяти таблиц в день. С развитием у школьника навыка быстрого ориентирования в изображённых элементах материал нужно дополнять. Для этого увеличивают количество ячеек, делая квадрат крупнее и предлагая испытуемым поле 6 х 6, 7 х 7, 8 х 8. Работать в таком случае рекомендуется 3–4 раза в неделю (по полчаса) на протяжении 21 дня.

Особенности проведения упражнений среди учеников разного возраста

Отыскивание чисел младшими школьниками

В младшем школьном возрасте применение теста должно носить облегчённый характер. Это касается прежде всего количества клеток с цифрами. Для новичков достаточно квадрата 3 х 3 или прямоугольника 3 х 5. Дети 5–11 классов могут показывать цифры молча, тогда как для малышей обязательным является проговаривание каждого объекта. Психологи и педагоги рекомендуют для учеников начальных классов проводить тест Шульте в несколько этапов:

  1. Показать и назвать цифры по порядку.
  2. Показать и назвать объекты в обратном порядке.
  3. Ребёнок показывает цифры по возрастанию, а взрослый в это время проговаривает чётные или нечётные числа.

Последний этап является самым сложным уровнем для ребёнка, так как требует концентрации внимания при внешних помехах.

Тест для обучающихся среднего и старшего звена (с чёрно-красной таблицей)

Цветная таблица Шульте предполагает комбинацию чёрного и красного цветов, активизирующих мозговую деятельность

Психологи детально изучили воздействие таблиц Шульте на мозг человека и пришли к выводу, что тест стимулирует приток крови к лобным долям, врезультате чего увеличивается объём памяти и усиливается концентрация внимания. Учитывая это, для усовершенствования методики учёные предложили сделать таблицу двуцветной: часть цифр на материале изобразить в красном цвете, а другую половину - в чёрном. Для детей среднего и старшего звена предлагается квадрат 7 х 7, а задание формулируется следующим образом:

  1. Назови и покажи все красные цифры.
  2. Назови и покажи все чёрные цифры.
  3. Показывая красные, используй прямой счёт.
  4. Показывая чёрные, используй обратный счёт.

Обработка и интерпретация результатов

Для вычисления эффективности работы (по времени, затраченному на выполнение и количеству допущенных ошибок) используется следующая формула:

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5, где т1 - время работы с таблицей №1, т2 - время проработки таблицы №2 и так далее; 5 - количество рассмотренных материалов. Эффективность оценивается с учётом возраста тестируемого (чем выше балл, тем лучше результат):

Степень врабатываемости (насколько быстро испытуемый включается в задание) вычисляется по формуле:

Вр = т1 / ЭР.

Если получившийся показатель меньше единицы, то качество проявляется на хорошем уровне. Чем выше значение Вр, тем сложнее школьнику включаться в работу.

Психическую устойчивость (как долго ребёнок может концентрироваться на конкретной поисковой задаче) можно определить так:

ПУ = т4 / ЭР.

Обратите внимание: в расчёт берётся время, затраченное на работу именно с таблицей №4. Если результат меньше 1, то это значит, что испытуемый обладает хорошей психической устойчивостью. Высокий показатель свидетельствует о плохой способности долго концентрироваться на какой-либо деятельности.

Два последних критерия оцениваются одинаково для школьников любого возраста.

Диагностика внимания с помощью методики Шульте помогает оценить степень концентрации внимания школьников, а также уровень их психической устойчивости, что позволяет скорректировать работу по развитию мышления и памяти ребёнка, а также обучить детей разного возраста приёмам скорочтения.